Бацькоўскія ўніверсітэты - СШ №2 г.Лунинца
Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Бацькоўскія ўніверсітэты

ПОЛОЖЕНИЕ

о Родительском университете 

ГУО «Средняя школа № 2 г. Лунинца

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано на основании инструктивно-методического письма Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году», определяет условия, порядок организации, направления деятельности, структуру Родительского университета.

1.2. Родительский университет создан для развития взаимопонимания, сотрудничества семьи и школы.

1.3.Родительский университет осуществляет свою деятельность в соответствии с нормативными документами и методическими рекомендациями Министерства образования Республики Беларусь и настоящим Положением.

1.4. Создание Родительского университета не фиксируется в Уставе школы.

1.5. Работу  Родительского университета организует директор, заместитель директора по воспитательной работе, педагогические работники, выполняющие функции классного руководителя (далее – классный руководитель), педагоги-психологи, педагоги социальные, привлекая ресурсы (кадровые и информационные)  г. Лунинца.

1.6.Общую координацию деятельности Родительского университета осуществляет  заместитель директора по воспитательной работе.

2. Цели, задачи и направления деятельности, ступени реализации и формы проведения занятий

2.1. Целью создания Родительского университета является:

 создание условий, способствующих психологическому просвещению родителей, ознакомлению с информацией по различным вопросам воспитания посредствам реализации республиканского проекта «Родительский университет».

2.2. Задачи:

построить систему непрерывного психолого-педагогического диалога с семьей о проблемах развития, обучения и воспитания личности ребенка;

организовать эффективное сотрудничество с родителями (законными представителями);

повысить мотивацию родителей учиться ответственному родительству, содействовать развитию навыков родительского самообразования, ключевых компетенций родителей;

повысить социально-педагогическую, психологическую, правовую культуру родителей;

пропагандировать позитивный образов семьи, отца, матери, родного дома, формирование чувства Родины через изучение истории своего рода, родного края, своей страны;

содействовать воспитанию истинных граждан своей страны, настоящих тружеников, ответственных членов семьи;

формировать ценностно-смысловые основы родительства;

актуализировать чувства ответственности за выполнение родительских функций;

формировать и развивать психолого-педагогические компетенции родителей в области семейного воспитания(формировать знания о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формировать гармоничные семейные отношения, навыки конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействовать развитию навыков самообразования родителей;

обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижению риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновению затруднений в семейном воспитании, оказывать своевременную психолого-педагогическую и информационную помощь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

2.3. Основные направления деятельности Родительского университета

организация психолого-педагогического просвещения родителей по различным аспектам семейного воспитания:

 правовое: о возможностях, правах и обязанностях в осуществлении образовательных потребностей семьи;

 психолого-педагогическое: о методах и формах воспитания, обучения ребенка;

 гражданское: о путях развития образования, школы.

консультирование родителей по юридическим, психолого-педагогическим и другим проблемам;

научно-методическое обеспечение формирования психолого-педагогической - компетентности родителей в области воспитания и развития детей с учетом социокультурных традиций, современных проблем и особенностей развития общества;

расширение воспитательного и творческого потенциала родителей и семьи в целом;

организация и осуществление выставочной деятельности по пропаганде эффективных технологий воспитания;

построение системы распространения эффективного педагогического опыта;

трансляция деятельности родительского университета на сайте учреждения;

 взаимодействие с другими родительскими университетами.

2.4. Три ступени в реализации проекта «Родительский университет»:

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» - для родителей учащихся I-IV классов учреждений общего среднего образования;

II ступень «Мой ребенок – подросток» - для родителей учащихся V-IX классов учреждений общего среднего образования;

III ступень «Мой ребенок – старшеклассник» - для родителей учащихся X-XI классов учреждений общего среднего образования.

2.5. Формы проведения занятий

традиционные (лекции, беседы, конференции, круглые столы, дискуссии, семинары-практикумы, мастер-классы, психологические тренинги, индивидуальные беседы и консультации, опросы родителей по различной тематике, обмен опытом работы и т.д.);

дистанционные (вебинары, форумы, on-line консультации, размещение информации по актуальным вопросам семейного воспитания на сайте школы, работа на горячей линии учреждения образования, участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформление стендов, анкетирование родителей, привлечение родителей к участию в тематических выставках и других мероприятиях).

3.  Условия, порядок создания и управление Родительским университетом

3.1. Условия создания Родительского университета:

создается в государственном учреждении образования  «Средняя школа №2 г. Лунинца»;

создается  на основании  приказа директора школы и настоящего Положения;

координирует деятельность Родительского университета заместитель директора по воспитательной работе;

реализуется в каждом классе с законными представителями учащихся;

за реализацию Родительского университета в каждом классе отвечает классный руководитель;

занятия проводятся один раз в четверть;

Программа Родительского университета может реализовываться в очной и в дистанционной форме, в случае ухудшения эпидемиологической ситуации только в дистанционной форме;

на школьном интернет – сайте создается раздел (подраздел) «Родительский университет».

3.2. Координатор Родительского университета:

несёт ответственность за эффективность деятельности Родительского университета;

координирует деятельность Родительского университета;

осуществляет взаимодействие с классными руководителями, социальным педагогам, педагогом-психологом;

подписывает все документы, касающиеся деятельности Родительского университета, в пределах своей компетенции;

ведёт в установленном порядке делопроизводство, при необходимости составляет отчётную документацию и представляет по запросу соответствующих государственных органов сведения о реализации мероприятий Родительского университета;

в целях реализации поставленных задач Родительский университет взаимодействует с заинтересованными лицами, организациями, осуществляющими научно-методическое обеспечение общего среднего образования.

3.3. Проект «Родительский университет» реализуется на основании подготовленной программы учёными Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, либо самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития.

3.5. Деятельность Родительского университета осуществляется в соответствии с данным Положением, планом работы Родительского университета.

3.6. В конце учебного года координатор может предоставить педагогическому коллективу информацию об эффективности, результативности реализации мероприятий плана Родительского университета.

3.7.   Основанием для начала и прекращения деятельности Родительского университета являются методические рекомендации Министерства образования Республики Беларусь об организации социальной, воспитательной и идеологической работе, либо иной нормативный, правовой документ Министерства образования Республики Беларусь.

4. Структура Родительского университета.

4.1.Структуру Родительского университета определяет и утверждает руководитель учреждения образования.

4.2.Родительский университет может использовать в работе следующие помещения, необходимые для обеспечения его деятельности: учебные кабинеты, компьютерные классы,  библиотеку, актовый зал и др.

4.3.Классные руководители организовывают мероприятия Родительского университета в рамках часов организационно-воспитательной работы (в том числе в шестой школьный день).

5. Документация

приказ учреждения общего среднего образования об организации работы Родительского университета в учреждении образования;

Положение о родительском университете;

план работы на учебный год;

методические материалы, проекты, разработки, фотоотчеты и другие материалы, создаваемые в рамках работы Родительского университета (размещаются на сайте учреждения образования, хранятся в электронном варианте).

6. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в Положение

6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и (или) дополнения в установленном законодательством порядке.

Тематика консультирования родителей в рамках проекта «Родительские университеты»

Специалистами педагогами-психологами, педагогами социальными на второе полугодие 2023/2024 учебный год

Дата проведения

Мероприятия

Для кого

Ответственный

Январь

13.01.2024 

Семинар-практикум на тему: «Насилие и безопасность наших детей. Виды насилия. Анализ проблемных ситуаций. Профилактика основных рисков. Особенности виктимного поведения (поведения «жертвы»)»

Родители учащихся

8х классов

Педагог социальный

Коваль И.В

20.01.2024 

Семинар-практикум на тему: «Культура личности: культура внешности, общения, речи. Эффективное общение: основные составляющие»

Родители учащихся

4х классов

Педагог социальный

Бовкунович А.В.

27.01.2024 

Занятие с элементами тренинга на тему: «Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.»

Родители учащихся

5х классов 

Педагог-психолог

Коцуба О.Н.

Февраль

03.02.2024 

Профилактическая беседа на тему: «Суицид среди несовершеннолетних. Виды и причины. Мотивы суицидального поведения у подростков. Индикаторы суицидального риска. Профилактика суицидального поведения.»

Родители учащихся

8х, 10х классов

Педагог-психолог

Ковалевич Л.К.

13.02.2024

Профилактическая беседа на тему: «Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи. Влияние семейного воспитания на формирование у подростков ценности репродуктивного здоровья.»

Родители учащихся

9х, 10х классов

Педагог социальный

Коваль И.В.

20.02.2024 

Лекция на тему: «Семейное благополучие и семейное неблагополучие. Факторы, причины и индикаторы семейного неблагополучия. Семьи со скрытой формой неблагополучия.»

Родители учащихся

2х классов

Педагог социальный

Бовкунович А.В.

27.02.2024 

Семинар-практикум на тему: «Как помочь ребенку правильно распределить свое время? Неуспешный ученик: причины и способы решения проблем.»

Родители учащихся

4х классов

Педагог-психолог

Коцуба О.Н.

Март 

02.03.2024 

Круглый стол на тему: «Виртуальная реальность: возможности и опасности. Основные правила медиабезопасности для родителей и подростков. Профилактика интернет-рисков. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях.»

Родители учащихся

6х классов

Педагог-психолог

Ковалевич Л.К.

09.03.2024

Круглый стол на тему: «Воспитание старшеклассника как будущего семьянина. Формирование осознанного отношения к вступлению в брак и будущей семейной жизни. Формирование ценностного отношения к родительству, рождению и воспитанию детей.»

Родители учащихся

11х классов

Педагог социальный

Коваль И.В.

16.03.2024 

Профилактическая беседа на тему: «Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности и психическое здоровье ребенка.»

Родители учащихся

1х классов

Педагог социальный

Бовкунович А.В.

23.03.2024 

Семинар-практикум на тему: «Особенности младшего подросткового возраста. Физическое, психическое и социальное развитие младших подростков. Общение подростков со сверстниками и взрослыми. Трудности и риски младшего подросткового возраста.

Родители учащихся

5х классов

Педагог-психолог

Коцуба О.Н.

Апрель

06.04.2024 

Семинар-практикум на тему: «Профессиональные намерения и возможности учащихся. Влияние семьи на выбор профессии подростком. Как родители могут поддержать ребенка при выборе профессии? Знакомство родителей обучающихся с результатами диагностики склонностей, способностей и профессиональных интересов подростков.»

Родители учащихся

9х классов

Педагог-психолог

Ковалевич Л.К.

13.04.2024 

Профилактическая беседа на тему: «Как заинтересовать подростка обучением? Мотивация и успех.»

Родители учащихся

7х классов

Педагог социальный

Коваль И.В.

20.04.2024 

Дискуссия на тему «Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви.»

Родители

учащихся

3х классы

Педагог социальный

Бовкунович А.В.

27.04.2024 

Занятие с элементами тренинга на тему: «Эмоции в нашей жизни. Значение эмоционально-чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций ребенка.»

Родители

учащихся

1х классов

Педагог-психолог

Коцуба О.Н.

Май

04.05.2024

Семинар-практикум на тему: «Профилактика экзаменационного стресса. Факторы, усиливающие и снижающие тревогу. Как помочь старшекласснику справиться с тревогой (мнемотехники, приемы концентрации внимания и приемы расслабления в стрессовой ситуации).

Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам. Помощь в подготовке к экзаменам: правила для родителей выпускников. Режим учебного труда и отдыха в экзаменационный период.»

Родители

учащихся

11х классов

Педагог-психолог

Ковалевич Л.К.

11.05.2024 

Семинар-практикум на тему: «Правила безопасного поведения летом; опасности свободного времяпрепровождения подростков.»

Родители

учащихся

6х классов

Педагог социальный

Коваль И.В.

18.05.2024

Круглый стол на тему: «Почему не работают привычные методы воспитания. Как стать подростку другом без потери родительского авторитета.»

Родители

учащихся

5х классов

Педагог социальный

Бовкунович А.В.

25.05.2024

Занятие с элементами тренинга на тему: «Культура семейного общения. Влияние общения родителей с детьми на их полноценное развитие. Навыки эффективной коммуникации. Создание в семье атмосферы защищенности, тепла и любви.»

Родители

учащихся

3х классов

Педагог-психолог

Коцуба О.Н.

План консультаций и обучающих занятий классных руководителей

по реализации проекта «Родительский университет» в

ГУО «Средняя школа №2 г. Лунинца»

на II полугодие 2022/2023 учебного года

Цель: повышение педагогической и психологической культуры родителей, формирование ответственного, позитивного родительства.

Задачи:

  • формировать ценностно-смысловые основы родительства; актуализация чувства ответственности за выполнение родительских функций;
  • содействовать формированию и развитию психолого-педагогических компетенций родителей в области семейного воспитания (формирование знаний о семейной психологии, детско-родительских отношениях, возрастных особенностях детей, формирование гармоничных семейных отношений, навыков конструктивного взаимодействия с детьми и др.), содействие развитию навыков самообразования родителей;
  • обеспечивать целенаправленную работу по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства, снижение риска конфликтных ситуаций и кризисных состояний, возникновения затруднений в семейном воспитании, оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию;
  • способствовать организация эффективного сотрудничества и партнерства родителей обучающихся и учреждения образования.

Мероприятие

Дата

Ответственный

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник»

1

Значение семейных традиций в жизни ребёнка

14.01

Баранова А. Г.

2

Ваш ребёнок в коллективе детей

16.01

Туркевич М. С.

3

Здоровая семья -здоровый ребёнок (дискуссия)

21.01

Мигалевич В. В.

4

Значение семейных традиций в формировании и развитии ребёнка

28.01

Киндрук Ж.М.

Кацко Л. М.

5

Ссора с родителем (дискуссия)

28.01

Карпукович Н. В

6

Здоровая семья - здоровый ребёнок (дискуссия)

28.01

Родцевич Т. А.

7

Характер ребёнка

28.01

Коцуба Т. А.

8

Здоровая семья - здоровый ребёнок

04.02

Пташец Л. Н.

9

Круглый стол «Конфликты в классном коллективе»

04.02

Якубович С. В.

Марко Е. И.

10

Влияние семьи на эмоциональное состояние ребёнка

11.02

Сакович С. В.

11

Ребёнок и компьютер (дискуссия)

18.02

Галабурда Н. Н.

12

Ребёнок и компьютер

25.02

Ковалевич Н. П.

13

Есть проблема-есть решение (час вопросов и ответов)

25.02

Амбрушкевич Т. Г.

14

Преодолеем трудности вместе

25.02

Шишко Т. Г.

15

Влияние семьи на эмоциональное состояние ребёнка

04.03

Завадская Н. С.

16

«Ребёнок и компьютер» (психологический час-занятие с элементами тренинга)

15.03

Жиляева И. Ф.

17

Способности моего ребёнка

18.03

Гурбанович Н.В.

18

Родительский авторитет

25.03

Губко Ю. Н.

19

Эффективное общение в семье -залог успеха школьника (психологический тренинг)

08.04

Пташец Л. Н

20

Как организовать свободное время ребёнка

08.04

Ковалевич Н. П.

21

Положительные эмоции в жизни школьника

08.04

Баранова А.Г.

22

Здоровые отношения в семье (круглый стол)

08.04

Амбрушкевич Т. Г.

23

Как научить ребёнка быть нравственным

10.04

Туркевич М. С.

24

Положительные эмоции в жизни ребёнка

15.04

Киндрук Ж.М.

Кацко Л. М.

25

Эффективное общение в семье - залог успеха школьника (психологический тренинг)

22.04

Мигалевич В. В.

Родцевич Т. А.

26

Как помочь ребёнку стать самостоятельным?

22.04

Губко Ю. Н.

27

Как хорошо, что есть семья

22.04

Шишко Т. Г.

28

Воспитание в семье

22.04

Коцуба Т. А.

29

Влияние семьи на эмоциональное состояние ребёнка

29.04

Завадская Н. С.

30

Домашние обязанности ребёнка

( круглый стол)

29.04

Карпукович Н. В

31

Эффективное общение в семье - залог успеха школьника (собрание-беседа)

29.04

Марко Е. И.

32

Трудовое воспитание детей в семье

06.05

Сакович С. В.

33

Сбережем здоровье детей

12.05

Гурбанович Н.В.

34

Книги в жизни школьника (круглый стол)

06.05

Галабурда Н. Н.

35

Книги в жизни школьника (круглый стол)

24.05

Жиляева И. Ф.

II ступень – «Мой ребенок – подросток»

1

Ваш ребёнок вырос (особенности младшего подросткового возраста)

28.01

Харитонович Н. В.

2

Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста

18.02

Туцкая О. В.

4

Как повысить учебную мотивацию подростков

18.02

Борисевич О. В.

5

Ваш ребёнок вырос

18.02

Веренич Н. М.

6

Профилактика проблемного поведения подростков (психологический тренинг)

25.02

Резанович Д.А.

7

Правила поведения с подростками: особенности переходного периода

25.02

Касенова Л. Н.

8

Ваш ребёнок вырос

25.02

Бусько К. А.

9

Безопасность подростков в сети Интернет

25.02

Кузьмич С. Н.

10

Ваш ребёнок вырос

11.03

Якубович Н. Ф.

Шиш Е. В.

11

Формирование ЗОЖ: вредные привычки и как им противостоять

04.03

Дудорга Н. В.

Некрашевич И. Ф.

Олешкевич В. П.

Ильючик Ю. И.

Мелеховец Е. А.

12

Безопасность подростков в сети Интернет

11.03

Ледовских И. П.

13

Подготовка к урокам и успеваемостью

11.03

Свибович М. А.

14

Безопасность подростков в сети Интернет

11.03

Гордиевич С. А.

15

Осторожно: суицид

18.03

Койко И. Г.

16

Безопасность подростков в сети Интернет

25.03

Мурзак Е. В.

17

Безопасность подростков в сети Интернет

22.04

Резанович Д.А.

18

Как повысить учебную мотивацию подростков

22.04

Касенова Л. Н.

19

Как повысить учебную мотивацию подростков

22.04

Туцкая О. В.

20

Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию

29.04

Дудорга Н.В.

Некрашевич И. Ф.

Олешкевич В.П.

Ильючик Ю. И.

Мелеховнц Е. А.

21

Жизнь семьи с ребёнком-подростком: борьба или поиски компромиссов

29.04

Борисевич О. В.

22

Меры наказания и поощрения в современной семье

29.04

Харитонович Н. В.

23

Дети и киберпространство: безопасный интернет для детей

06.05

Свибович М. А.

24

Организация летнего отдыха подростка

13.05

Ледовских И. П.

25

Меры наказания и поощрения детей в семье

13.05

Якубович Н. Ф.

Бусько К. А.

Веренич Н. М.

26

Меры наказания и поощрения детей в семье

20.05

Шиш Е. В.

27

Культура поведения в конфликтных ситуациях

20.05

Койко И. Г.

28

Организация летнего отдыха подростков

13.05

Гордиевич С. А.

29

Организация летнего отдыха подростков

20.05

Мурзак Е. В.

Кузьмич С. Н.

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник»

1

«Здоровье - это жизнь»

21.01

Богдан В. И.

2

Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни

21.01

Неверовская И. А.

Мовчан И. А. 

3

Роль родителей в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек

04.02

Грушевская М. И.

4

Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни

11.03

Юрцевич Т. А.

5

Вредные привычки и как им противостоять

08.04.

Богдан В. И.

6

Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам

08.04

Неверовская И. А.

Мовчан И. А.

7

Как помочь старшекласснику приобрести уверенность в себе (психологический тренинг)

15.04

Грушевская М. И.

8

Как помочь старшекласснику приобрести уверенность в себе

22.04

Якуш Л. Б.

9

Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам

06.05

Юрцевич Т. А.