ИТОГИ ПЕРВОГО ГОДА РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА «ВНЕДРЕНИЕ МОДЕЛИ STEAM-
ОБРАЗОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ДОПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В
УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ»
Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 г. стратегической целью современного образования является «формирование качественной системы образования» в полной мере отвечающей потребностям постиндустриальной экономики и устойчивому развитию страны»: переход к инновационной экономике объективно требует новой парадигмы образования в Республике Беларусь. Формируется постиндустриальное образование, идет процесс перехода к более инновационной его форме – образованию для устойчивого развития.
В учреждении образования разработана модель STEAM-образования. Основой модели является введение новых направлений интеллектуально-познавательной деятельности учащихся: конструирование, прототипирование, моделирование, «Умные цифровые лаборатории», робототехника. Особенности STEAM-образования в учреждении: акцент на «местных, своих» проблемах; развитие школьного сообщества и чувства принадлежности; развитие технологических и жизненных навыков; связи с внешними сообществами. Созданная в учреждении образования модель формирования STEAM-компетентности учащихся адаптирована именно для школы, так как при ее разработке был принят во внимание тот факт, что работа педагогов в данном направлении не осуществлялась (кроме исследовательской деятельности учащихся). Поэтому основной упор был сделан на создание такой системы работы, в которой формирование STEAM-компетентности учащихся происходит поступательно, с опорой на имеющиеся знания и умения. Ожидается, что учащиеся 5-9 классов к окончанию инновационного проекта будут вести исследовательскую, конструкторскую, проектную деятельность, опираясь на хорошую теоретическую базу, имея практические навыки. Эффективной оказалась деятельность педагогов, которые работали над следующими темами:
1. «Практическое использование «Комплекса программно-аппаратного с комплектом датчиков» (многофункциональной измерительной системы) при организации образовательного процесса по учебному предмету «Химия» (А.Л. Бардасевич, учитель химии). В результате работы над темой подобраны, разработаны и реализованы деятельностные методические основы проектирования учебных занятий в 7-9 классах с использованием комплекса программно-аппаратного с комплектом датчиков. Проведены учебные занятия в 9-х классах по теме «Химические свойства и применение серной кислоты»; в 8-х классах «Химические свойства кислот», «Химические свойства оснований»; в 7-х классах «Явления физические и химические. Признаки и условия протекания химических реакций».
2. «Творческая деятельность в среде программирования Scratch (К.А. Михайловская, учитель информатики и английского языка). Результатом работы стало приобретение теоретических знаний и практических навыков в среде программирования Scratch и дальнейшая работа по использованию данного ресурса в образовательном процессе в изучении информатики. Реализованы деятельностные методические основы проектирования факультативных занятий в 3-5-х классах в среде программирования Scratch. Особый интерес представляет открытое внеклассное мероприятие по английскому языку «Funny and useful English» в 5-м классе с использованием среды программирования Scratch.
3. «Развитие STEAM-компетенций младших школьников с использованием конструкторов LEGO Education (Н.Н. Галабурда, В.В. Мигалевич, Л.Н. Пташец, Н.В. Гурбанович, учителя начальных классов»). В результате работы над темой был апробирован методический комплекс по использованию конструктора “Учись учиться”, благодаря чему повысилась мотивация обучения, эффективность работы на уроке, активность учащихся во время учебного процесса, произошло вовлечение их в системно-деятельностный подход. Разработаны и реализованы учебные занятия в начальных классах (2-4-х) с использованием конструктора «Учись учиться». Использование ЛЕГО-поддержки на уроках математики позволило познакомить учащихся с арифметическими действиями; формировать вычислительные навыки (демонстрация ответов при устном счете); формировать и развивать умения составлять и решать задачи изученных видов; знакомить с геометрическим материалом (фигуры, периметр, площадь); изучать доли и дробные числа. Конструктор «ЛЕГО» помогает учащимся воплощать в жизнь свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат. При изучении любого предмета учащийся не только воспринимает и запоминает содержание, но и сам активно конструирует многочисленные познавательные модели. По словам учителей начальных классов, поколение 21 века – это поколение «мне скучно, мне не интересно». Во внеурочное время учащимся было предложено сконструировать повседневную развлекательную модель. Результаты были разнообразны по форме и методам применения. У одних это были качели, у других – карусель «Молот» с движущимися креслами, у третьих – гоночные модели машин и мотоциклов, у четвёртых – «кресло телепортации». У всех на выходе получились модели «нескучалки». Эффективно конструктор используется на факультативных занятиях “Юный исследователь” (3 класс). Результатом работы над темой стали сценарии учебных и факультативных занятий по математике, русскому языку, литературному чтению, трудовому обучению с использованием конструктора «Учись учиться». Формируется банк наиболее эффективных приемов, форм и методов работы на различных этапах урока, факультативных занятий, внеклассной деятельности.
4. «Развитие творческих способностей учащихся через исследовательскую деятельность на уроках физики и во внеурочной деятельности» (Г.Н. Невдах, учитель физики и астрономии). Для развития исследовательской компетенции учащихся учителем разработаны и используются творческие задачи, задания исследовательского характера, исследовательские лабораторные работы, уроки-исследования по теме «Действие жидкости и газа на погруженные в них тела», «Плотность вещества». В 2011 году на базе ГУО «Средняя школа № 2 г. Лунинца» при реализации проекта международной технической помощи «Повышение уровня безопасности человека на территориях, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС» РНИУП «Институт радиологии» создан Центр практической и радиологической культуры, руководителем которого является Г.П. Невдах. Центр имеет оснащение, представленное компьютером, дозиметром-радиометром РКС-107, гамма-радиометром Atomtex. В 2018/2019 учебном году педагог структурировал свою работу в данном направлении, определил информационную цепочку, которая является наиболее эффективным средством повышения информационной культуры: учитель – ученик – родитель. Именно эта система способствовала активизации исследовательской деятельности учащихся. Опыт работы был представлен выступлением на областном семинаре «Формирование регионального эколого-образовательного пространства: опыт и перспективы» в ГУО «Брестский областной центр туризма и краеведения детей и молодежи».
5. «Развитие конструкторских и творческих способностей учащихся с использованием технологии дополненной реальности и творческой лаборатории» (Т.Ф. Шульжик, учитель музыки и искусства). Наиболее результативной оказалась работа объединения занятий по интересам «Планета детей» (вокальный). Осуществляется тесное сотрудничество с учащимися и родителями при выборе репертуара, оранжировки музыкальных произведений, конструирования сценических костюмов. Ведется активная концертная деятельность.
6. “Психолого-педагогическое сопровождение инновационного проекта” (Т.Н. Морза, педагог-психолог). Разработана система профориентационной работы с учащимися, участниками инновационной деятельности. Осуществлено консультирование классных руководителей учреждения образования по содержанию дидактических материалов «Профориентация: знакомство с Атласом новых профессий», «Методика работы с детьми по управлению персональными данными в сети Интернет». Разработаны и проведены профориентационные мероприятия: «Труд не в тягость, а в радость», «История профессий» с учащимися 3-х классов, профориентационная игра «Самый умный» с учащихся 1-4 классов.
Активно подключились к работе творческой группы педагогов, участников инновационной деятельности, другие члены педколлектива. Д.Р. Слодинской, Т.С. Харитонович, учителями истории и обществоведения, Н.В. Харитонович, учителем белорусского языка и литературы, С.В. Лихтар, Н.В. Дудоргой, Березко И.Н., учителями английского языка, активно внедряется в учебную и внеклассную деятельность технология дополненной реальности. Е.В. Мурзак, учитель английского языка, занимается переводами STEAM-активностей с английского языка на русский.
Участники проекта работают в режиме поиска новых методов и подходов. Педагоги готовы к введению новых методов учебной деятельности, при этом, присутствует не только аспект личностного любопытства, но и профессиональный поиск новых, еще неизвестных методических приемов.
раскрыть » / « свернуть