ЗАПРАШАЕМ У НАШУ ХАТУ.
Деревенский дом – это целый мир в миниатюре.
При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. При этом исходили, из практических соображений: место должно быть сухим, высоким, светлым – и вместе с тем учитывали его ритуальную ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачным для строительства было место, где прежде хоронили людей, и где проходила дорога или стояла баня.
Основным строительным материалом было дерево.
Отношение к дереву было как живому существу. Поэтому перед рубкой снимали шапку, кланялись, молились и объясняли причину. Старые деревья не рубили – исполины должны сами дожить свой век, а молодняку давали подрасти, также не рубили и деревья, посаженные человеком.
Строительство, а точнее рубку начинали с определения места для дома.
Например, клали камешки по углам будущего дома на ночь, если за ночь не сдвинулись – начинали строительство, только обязательно на месяц «маладзик» и в мужской день «вторник-четверг». Еще на присмотренное место ставили кувшин и опускали туда паука. Если паук за ночь сплетал паутину, то тут можно было строить дом
Основной инструмент – топор. Именно он при ударе дерева запечатывает поры и в них не попадает гниль, благодаря этому дерево дольше сохраняется.
Нижний венец дома чаще всего делали из дуба, верхние из сосны.
Между первым и вторым венцом сруба клали кусочек хлеба, подчеркивая, что хлеб - всему основа. Чаще всего дом состоял из жилого помещения, сеней, где занимались ремеслом, и неотапливаемых клетей, где хранили продукты.
Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. В доме прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, так сберегали тепло и, войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами.
Экскурсовод 2
КАЛИ ЛАСКА В НАШУ ХАТУ
Первым встречал нас красный угол, главный угол дома, где находятся иконы, где семья хранит самое святое в доме. Поэтому, гости сначала кланялись углу, а потом здоровались с хозяевами. С красным углом связано и традиция почитания предков.
Красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Народная пословица «Без Бога — не до порога» связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или дома, христианин прежде всего оказывал почести Царю Небесному, а уж потом — хозяину дома. Считается, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Иконы размещаются на особой полочке в определённом порядке.
Красный угол — самое важное и почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.
Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью».
Экскурсовод 3
Отгадайте загадку:
Супротив стоит Арина, долгий рот свой разиня.
Зимой она все ест да кричит,
зато летом голодная спит!
Что же это отгадайте? Ну, конечно же, наша печь.
Печь – главное женское место в доме находилась напротив красного угла. Раньше огонь в печи не тушили, а сгребали и присыпали золой. Бережное отношение к огню было символом сохранения семейного очага. Из дома огонь выносили только два раза в год – в день весеннего и осеннего равноденствия. А благодаря горящим уголькам приглашали домовика в новый дом. Переезжал же он в новый дом в лапте с мусором.
Саму же печь считали живой, поэтому на ночь в ней оставляли полено и горшок с кашей, чтобы было что ей поесть и попить.
Печь была многофункциональная: в ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. Это была главная кормилица и оберег дома, так же возле неё заключали договоры, под ней зимой жили куры, около нее лечили маленьких детей.
Казау бы, да печ у хаце.
Чем больше была печь, тем больше от нее было тепла, поэтому порой она занимала очень много места в избе. От ее расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: «Плясать от печи».
Когда молодая жена входила в дом, кланялась печи и прислонялась руками в знак породнения.
Рядом с печкой стоит сват - злой да рогатый ухват!
Все из печи он хватает, да на стол скорее ставит.
Ну, а тетка кочерга вдоль по улице пошла .
А здесь их дочь лопатка - красавица Дунятка стоит, чугуны караулит.
Посмотрите, коромысло на гвоздике повисло, а домовенок Кузька наклоняется и с ним забавляется.
Возле печки стоит деревянное корыто, от муки да капусты вымыто. С маслобойкой Дуняшкой стоят, о чем-то тихо говорят,
В уголке стоит братец-веник, озорной парнишка Сеня. Обегает он весь теремок и опять становится в уголок.
На полке важно стоят кувшины, жбан, горшок, макитра и всякой всячины нехитрой...
ОДНИМ СЛОВОМ - «БАБИЙ КУТ».
Экскурсовод 4
Итак, мы приглашаем вас в бабий кут
Это была женская территория, никто не смел туда ходить , кроме хозяйки дома и детей младших. В нашей женской половине находятся предметы женского рукоделия, прялки, вальки для стирки и глажки грубых домотканых изделий , веретёна , вышивка, плетение, домотканые дорожки , и одежки.
Была у женщины и подружка – дежа, в которой тесто месили, и где оно поднималось. От дежи зависело, будет ли в доме хлеб.
Если у дежи не получалось, выносили её на похвальной неделе (5я неделя после Пасхи) на звезды, чтобы похвалилась Богу, а он ей помог.
Мыли её только раз в год в чистый четверг, наряжали и выносили на улицу до восхода солнца, чтобы «отдохнула», «исповедалась».
На Беларуси широко использовалась посуда, сделанная из глины.
Сначала изделия лепили вручную без обжига.
В глину, для увеличения прочности добавляли сухую траву, толченые раковины, песок.
Белорусские гончары славились далеко за пределами родины. На протяжении многих столетий их изделия вывозились на продажу за границу.
В Беларуси выявлено около 400 месторождений глины. В старину сырье добывали открытым способом, при помощи лопаты в глинищах, расположенных по берегам водоемов, на склонах возвышенностей.
Добытый материал свозили на двор и складывали кучей, прямо на землю под открытым небом. После этого сырье заливали водой и оставляли киснуть и перемерзать до весны или даже следующей осени.
Затем глину заносили в помещение и укладывали в специально отведенном месте, которое называлось «глiннiк». Добавляли воду и пережженные и перемолотые камни или песок. Эти компоненты повышали огнеупорность глины, делали ее менее «жирной». Затем ее начинали месить, разминать ногами, руками и разнообразными приспособлениями.
Глина считалась готовой к работе, когда превращалась в однородное тесто, щелкавшее под ногами. Традиционно толщина стенок для бытовой посуды составляла около 5 миллиметров.
Со временем глиняные изделия стали покрываться глазурью, которая сделала ее использование не только более практичным, но и улучшило внешний вид. Из-за дороговизны глазури ею покрывалась полностью только внутренняя часть, внешняя — частично, сверху.
В хозяйстве использовались горшки разных видов. Среди них:
Горлач – глиняная посуда для хранения молока и молочных продуктов. В письменных источниках иногда известен под названием кринка. Делали его вытянутым , с выпуклыми боками, зауженным горлом, иногда без ручки.
Еще один вид глинянных горшков – збаны. Они выглядели также как и горлачи, а их существенным отличием было наличие носика и ручки. Иногда встречаются названия жбан, кушын, глечик или ручник.
Гляк. Это глиняная посуда для хранения и транспортировки жидкостей, подсолнечного масла, кваса, воды. Гляки представляли собой шароподобные емкости с плоским дном и коротким узким горлом. Они вмещали от О,5 л до 8-19 л. Иногда в них заваривали чай и делали настои трав. В некоторых регионах этот вид горшков называли по разному, например: агляк или бунька.
РЕМЕСЛА
Экскурсовод 5
Зимой женщина занималась ткачеством. А начинала это делать еще в шесть лет. Первое сукно было грубым и неаккуратным, но его всё равно бережно складывали в сундук с приданным. И к замужеству полотно становилось все более тонким и ровным, а сундук тяжелел. Хорошим приданым считался сундук, который десять мужчин с трудом отрывали от земли.
Ткани украшались узорами и вышивкой. Основным элементом орнамента был ромб.
Основные цвета вышивки белорусов – красный, цвет огня и жизни, черный, цвет земли, васильковый, цвет неба, и белый, цвет свободы и здоровья.
Эти узоры были и оберегами, и историей рода, и украшениями, поэтому в дом новая хозяйка приходила со своим полотном.
Рушниками украшали окна, пороги, красный угол.
Рушник сопровождал человека от рождения до самого ухода из жизни. Он был и оберегом, и украшением, и хранителем культуры и истории людей.
Рушники были разные, причем, для каждого случая и праздника свой.
Ткали их только в пост – когда человек и духовно и физически чист. А в приданном у невесты должно было быть до 40 рушников. Края рушника украшали красным узором на белом фоне, а центр оставался чистым – как Божье благословление. Сам рушник похож на путь человек, его жизнь. Поэтому часто узор на рушниках рассказывал о роде, об основных занятиях белоруса. Хранилось тканое богатство в кубле.
Кроме ткачества и гончарного дела, наиболее развитыми ремеслами в нашей стране были плотничество, кузнечное дело, бондарное ремесло, сапожное дело и соломоплетение.
Экскурсовод 6
Хозяин дома был сапожником и сейчас я расскажу о секретах мастерства сапожного дела.
Самой древней обувью белорусов были поршни (по-белорусски – ходаки). Эта обувь надевалась на обвитые на ноге тканые полосы длиной 2 метра – волоки) и завязывалась веревками накрест. Позже появилась сшитая кожа с пришитой подметкой – коты – из телячих и коровьих шкур. Появилась затем и обувь с пришитым голенищем – сапоги.
Носили одинаковую обувь и женщины и мужчины, и до 19 века не было разделения на правую и левую ногу – обувь приобретала форму при носке.
Люди в деревнях часто носили и лапти из древесного лыка. Белорусы использовали прямое плетение, носок и бока были слабо оформлены. В петли продевалась веревка, которая крепилась на ноге.
Плели чаще всего из липового лыка, березы, дуба. На пару лаптей обдирали 3-4 дерева. Лыко размачивали, очищали от коры и резали на ленты, и на специальной колодке из 4-5 лет начинали плести, используя крючок с ручкой, залитой оловом. Особое умение нужно было для плетения задника, где соединялись все лыка. Лапти были разные: будничные из широкого лыка, праздничные из вязового, отмоченного в горячей воде. Они имели красноватый цвет.
Для прочности стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой.
Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Занимались этим промыслом, в основном, старики
Торопясь и лаптя не сплетешь.
Носились они недолго. Летом – 4 дня, зимой –10.
В народе говорили – «в дорогу идти – пять пар сплести».
Экскурсовод 3
Центром жилища был стол. “Стаіць сасна, на сасне лён, на льне жыта” — как много смысла заключено в этой народной загадке. На столе всегда стоял завернутый в рушник хлеб, там готовили уроки дети, девушки с шитьём, а на обед собиралась вся семья.
Стол держался в чистоте, к праздникам выскабливался, а для гостей стелили скатерть.
Со столом связанны многие белорусские обряды.
Большое уважение к семейному ладу, порядку к доме у белорусов в крови.
Принимается активное участие в мероприятиях, которые проводятся отделом образования, спорта и туризма Лунинецкого райиполкома, краеведческим музеем, общественностью города Лунинца, в частности, составителем книги «Память» Конопацкой Т.В. Большое воспитательное значение имеют встречи со знаменитыми людьми, чьи имена вписаны в историю нашего города. Так, например, 17 августа 2015, накануне Дня авиации, кружковцы приняли участие в митинге, посвященном памяти Павла Сухого, который преподавал математику в реальной гимназии города Лунинца. В этом же митинге участвовал племянник Героя Советского Союза И.Пятери, похороненного в нашем городе.