Запрашаем у нашу хату - СШ №2 г.Лунинца
Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Запрашаем у нашу хату

ЗАПРАШАЕМ У НАШУ ХАТУ. 

Деревенский дом – это целый мир в миниатюре.

При строительстве нового дома большое значение придавалось выбору места. При этом исходили, из практических соображений: место должно быть сухим, высоким, светлым – и вместе с тем учитывали его ритуальную ценность: оно должно быть счастливым. Счастливым считалось место обжитое, то есть прошедшее проверку временем, место, где жизнь людей проходила в полном благополучии. Неудачным для строительства было место, где прежде хоронили людей, и где проходила дорога или стояла баня.

Основным строительным материалом   было дерево.

Отношение к дереву было как живому существу. Поэтому перед рубкой снимали шапку, кланялись, молились и объясняли причину. Старые деревья не рубили – исполины должны сами дожить свой век, а молодняку давали подрасти, также не рубили и деревья, посаженные человеком.

Строительство, а точнее рубку начинали с определения места для дома.

Например,  клали камешки по углам будущего дома на ночь, если за ночь не сдвинулись – начинали строительство, только обязательно на месяц «маладзик» и в мужской день «вторник-четверг». Еще на присмотренное  место ставили кувшин и опускали туда паука. Если паук за ночь сплетал паутину, то тут можно было строить дом

Основной инструмент – топор. Именно он при ударе дерева запечатывает поры и в них не попадает гниль, благодаря этому дерево дольше сохраняется.

Нижний венец дома чаще всего делали из дуба, верхние из сосны.

Между первым и вторым  венцом сруба клали кусочек хлеба, подчеркивая, что хлеб - всему основа. Чаще всего дом состоял из жилого помещения, сеней, где занимались ремеслом, и неотапливаемых клетей, где хранили продукты.

Чтобы дом был счастливым, нужно было следовать традициям предков. В стене или в крыше нового дома проделывали отверстие, чтобы через него вылетели все беды и напасти. Когда же все было готово, в жилище сначала пускали кошку или курицу с петухом, которые определяли, можно ли здесь жить. В доме прорубали невысокие двери с порогом и маленькие окна, так сберегали тепло и, войдя в избу, гость оказывался лицом к иконам, на которые крестился, кланялся, а уж потом здоровался с хозяевами.

Экскурсовод  2

 КАЛИ ЛАСКА В НАШУ ХАТУ 

Первым встречал нас красный угол, главный угол дома, где находятся иконы, где семья хранит самое святое в доме. Поэтому, гости сначала кланялись углу, а потом здоровались с хозяевами. С красным углом связано и традиция почитания предков.

Красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны по диагонали от печи. Это всегда была самая освещённая часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна. Иконы помещались в «красный» или «передний» угол комнаты с таким расчётом, чтобы икона была первым, на что обращал внимание человек, входящий в комнату. Народная пословица «Без Бога — не до порога» связана именно с этим: входя или выходя из комнаты или дома,  христианин прежде всего оказывал почести Царю Небесному, а уж потом — хозяину дома. Считается, что икона не должна висеть, её нужно установить в отведённое ей место. Иконы размещаются на особой полочке в определённом порядке.

Красный угол — самое важное и почётное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.

Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью».

Экскурсовод  3

Отгадайте загадку:

Супротив стоит Арина, долгий рот свой разиня.                                        

Зимой она все ест да кричит,

зато летом голодная спит!                                     

Что же это отгадайте? Ну, конечно же, наша печь.

Печь – главное женское место в доме находилась напротив красного угла. Раньше огонь в печи не тушили, а сгребали и присыпали золой. Бережное отношение к огню было символом сохранения семейного очага. Из дома огонь выносили только два раза в год – в день весеннего и осеннего равноденствия. А благодаря горящим уголькам приглашали домовика в новый дом. Переезжал же он в новый дом в лапте с мусором.

Саму же печь считали живой, поэтому на ночь в ней оставляли полено и горшок с кашей, чтобы было что ей поесть и попить.  

Печь была многофункциональная: в ней готовили еду, она обогревала дом, на печке спали старики и дети, в печи раньше люди даже мылись, а также печь была главным украшением дома. Это была главная кормилица и оберег дома, так же возле неё заключали договоры, под ней зимой жили куры, около нее лечили маленьких детей.

Казау бы, да печ у хаце.

Чем больше была печь, тем больше от нее было тепла, поэтому порой она занимала очень много места в избе. От ее расположения зависела внутренняя планировка дома. Потому и возникла поговорка: «Плясать от печи».

Когда молодая жена входила в дом, кланялась печи и прислонялась руками в знак породнения.

Рядом с печкой стоит сват - злой да рогатый ухват!
Все из печи он хватает, да на стол скорее ставит.                                                  

Ну, а тетка кочерга вдоль по улице пошла .

 А здесь их дочь лопатка - красавица Дунятка стоит, чугуны караулит.

Посмотрите,   коромысло   на   гвоздике   повисло,   а   домовенок   Кузька наклоняется и с ним забавляется.

Возле печки стоит деревянное корыто, от муки да капусты вымыто. С   маслобойкой  Дуняшкой   стоят,   о  чем-то  тихо говорят,

В уголке стоит братец-веник, озорной парнишка Сеня. Обегает он весь теремок и опять становится в уголок.

На полке важно стоят кувшины, жбан, горшок, макитра и всякой всячины нехитрой...

ОДНИМ СЛОВОМ - «БАБИЙ КУТ».

Экскурсовод  4

Итак, мы приглашаем вас в  бабий кут

Это была женская территория,  никто не смел туда ходить , кроме хозяйки дома и детей младших. В нашей женской половине находятся предметы женского рукоделия, прялки, вальки для стирки и глажки грубых домотканых изделий , веретёна , вышивка, плетение, домотканые дорожки , и одежки.

Была у женщины и подружка – дежа, в которой тесто месили, и где оно поднималось. От дежи зависело, будет ли в доме хлеб.

Если у дежи не получалось, выносили её на похвальной неделе (5я неделя после Пасхи) на звезды, чтобы похвалилась Богу, а он ей помог.

Мыли её только раз в год в чистый четверг, наряжали и выносили на улицу до восхода солнца, чтобы «отдохнула», «исповедалась».

На Беларуси широко использовалась посуда, сделанная из глины.

Сначала изделия лепили вручную без обжига.

В глину, для увеличения прочности добавляли сухую траву, толченые раковины, песок.

Белорусские гончары славились далеко за пределами родины. На протяжении многих столетий их изделия вывозились на продажу за границу. 

В Беларуси выявлено около 400 месторождений глины. В старину сырье добывали открытым способом, при помощи лопаты в глинищах, расположенных по берегам водоемов, на склонах возвышенностей.

Добытый материал свозили на двор и складывали кучей,  прямо на землю под открытым небом. После этого сырье заливали водой и оставляли киснуть и перемерзать до весны или даже следующей осени.

Затем глину заносили в помещение и укладывали в специально отведенном месте, которое называлось «глiннiк». Добавляли воду и пережженные и перемолотые камни или песок. Эти компоненты повышали огнеупорность глины, делали ее менее «жирной». Затем ее начинали месить, разминать ногами, руками и разнообразными приспособлениями.

Глина считалась готовой к работе, когда превращалась в однородное тесто, щелкавшее под ногами. Традиционно толщина стенок для бытовой посуды составляла около 5 миллиметров.

Со временем глиняные изделия стали покрываться глазурью, которая сделала ее использование не только более практичным, но и улучшило внешний вид. Из-за дороговизны глазури ею покрывалась полностью только внутренняя часть, внешняя — частично, сверху.

В хозяйстве использовались горшки разных видов. Среди них:

Горлач – глиняная посуда  для хранения молока и молочных продуктов. В письменных источниках иногда известен под названием кринка.  Делали его вытянутым , с выпуклыми боками, зауженным горлом,  иногда без ручки.

Еще один вид глинянных горшков – збаны. Они выглядели также как и горлачи,  а их существенным отличием было наличие  носика и ручки.  Иногда встречаются названия жбан, кушын, глечик или ручник.

Гляк. Это глиняная посуда для хранения и транспортировки жидкостей, подсолнечного масла, кваса, воды.  Гляки представляли собой шароподобные емкости с плоским дном и коротким узким горлом.  Они вмещали от  О,5 л до 8-19 л. Иногда в них заваривали чай и делали настои трав. В некоторых регионах этот вид горшков называли по разному,  например:  агляк или бунька.

РЕМЕСЛА

Экскурсовод  5

Зимой женщина занималась ткачеством. А  начинала это  делать еще в шесть лет. Первое  сукно было грубым и неаккуратным, но его всё равно бережно складывали в сундук с приданным. И к замужеству полотно становилось все более тонким и ровным, а сундук тяжелел. Хорошим приданым считался сундук, который десять мужчин с трудом отрывали от земли.

Ткани украшались узорами и вышивкой. Основным элементом орнамента был ромб.

Основные цвета вышивки белорусов – красный, цвет огня и жизни, черный, цвет земли, васильковый, цвет неба, и белый, цвет свободы и здоровья.

Эти узоры были и оберегами, и историей рода, и украшениями, поэтому в дом новая хозяйка приходила со своим полотном.

Рушниками украшали окна, пороги, красный угол.

Рушник сопровождал человека от рождения до самого ухода из жизни. Он был и оберегом, и украшением, и хранителем культуры и истории людей.

Рушники были разные, причем,  для каждого случая и  праздника свой.

Ткали их только в пост – когда человек и духовно и физически чист. А в приданном у невесты должно было быть до 40 рушников. Края рушника украшали красным узором на белом фоне, а центр оставался чистым – как Божье благословление. Сам рушник похож на путь человек, его жизнь. Поэтому часто узор на рушниках рассказывал о роде, об основных занятиях белоруса.  Хранилось тканое богатство в кубле.

Кроме ткачества и гончарного дела, наиболее развитыми ремеслами в нашей стране были плотничество, кузнечное дело, бондарное ремесло, сапожное дело и соломоплетение.

Экскурсовод  6

 Хозяин дома был сапожником и сейчас я расскажу о секретах мастерства сапожного дела.

Самой древней обувью белорусов были поршни (по-белорусски – ходаки). Эта обувь надевалась на обвитые на ноге тканые полосы длиной 2 метра – волоки) и завязывалась веревками накрест. Позже появилась сшитая кожа с пришитой подметкой – коты – из телячих и коровьих шкур. Появилась затем и обувь с пришитым голенищем – сапоги.

Носили одинаковую обувь и женщины и мужчины, и до 19 века не было разделения на правую и левую ногу – обувь приобретала форму при носке.

Люди в деревнях часто носили и лапти из древесного лыка. Белорусы использовали прямое плетение, носок и бока были слабо оформлены. В петли продевалась веревка, которая крепилась на ноге.

Плели чаще всего из липового лыка, березы, дуба. На пару лаптей обдирали 3-4 дерева. Лыко размачивали, очищали от коры и резали на ленты, и на специальной колодке из 4-5 лет начинали плести, используя крючок с ручкой, залитой оловом. Особое умение нужно было для плетения задника, где соединялись все лыка. Лапти были разные: будничные из широкого лыка, праздничные из вязового, отмоченного в горячей воде. Они имели красноватый цвет.

Для прочности стелили солому, а подошвы подшивали конопляной верёвкой.

Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали. Занимались этим промыслом, в основном, старики

Торопясь и лаптя не сплетешь.

Носились они недолго. Летом – 4 дня, зимой –10.

В народе говорили – «в дорогу идти – пять пар сплести».

Экскурсовод  3

Центром жилища был стол. “Стаіць сасна, на сасне лён, на льне жыта” — как много смысла заключено в этой народной загадке.   На столе всегда стоял завернутый в рушник хлеб, там готовили уроки дети, девушки с шитьём, а на обед собиралась вся семья.

Стол держался в чистоте, к праздникам выскабливался, а для гостей стелили скатерть.

Со столом связанны многие белорусские  обряды.

Большое уважение к семейному ладу, порядку к доме у белорусов в крови.

 Принимается активное участие в мероприятиях, которые проводятся отделом образования, спорта и туризма Лунинецкого райиполкома, краеведческим музеем, общественностью города Лунинца, в частности, составителем книги «Память» Конопацкой Т.В. Большое воспитательное значение имеют встречи со знаменитыми людьми, чьи имена вписаны в историю нашего города. Так, например, 17 августа  2015, накануне Дня авиации, кружковцы приняли участие в митинге, посвященном памяти Павла Сухого, который преподавал математику в реальной гимназии города Лунинца. В этом же митинге участвовал племянник Героя Советского Союза  И.Пятери, похороненного в нашем городе.