29 ноября 2017 состоялось открытое заседание НОУ «Думка»,
посвященное Году науки
Павел
Школа, здравствуй! Мы знакомы!
Я – твой ученик.
Ты – мир знаний, тайн, открытий!
Школа наша – наш учитель!
Полина
Без наук мы никуда,
Ни туда и ни сюда.
Чтобы стать геологом,
Врачом иль космонавтом
С детских лет науки
Нужно изучать нам.
Павел
Есть прекрасное слово «почему». С него начинается любое открытие. Прежде чем узнать, например, отчего день сменяется ночью, а лето осенью, человек должен был задать этот вопрос. И всякая наука начинается с «почему».
Полина
Каждое «почему» помогает вам развиваться и познавать мир. Чем чаще вы задаем этот вопрос и стараемся найти на него ответы, тем образованнее становимся.
Павел
Наша сегоднящняя встреча посвящена году науки .
Полина
23 декабря 2016 года Президентом Республики Беларусь подписан указ
№ 481 «Об объявлении 2017 года Годом науки»
Ренат
10 ноября мир отмечает Всемирный день науки. Эту дату учредила международная организация ЮНЕСКО в 2001 году.
Олеся
Наука делает нашу жизнь и комфортнее, и интереснее, и проще. Благодаря науке мы имеем лекарства от многих болезней.
Ренат
Наука двигает прогресс
И у людей к ней интерес:
Исследовать и изучать,
И результаты получать.
Настя
В конце 1993 года в Республике Беларусь был официально установлен праздник под названием «День белорусской науки». День науки в Беларуси ежегодно отмечается в последний воскресный день января .
Артем
Наука Беларуси имеет глубокие исторические истоки. Первые научные представления относятся к VII-VIII вв., когда у племен, населявших территорию нашей страны, началось выделение ремесел: литейного, кузнечного, гончарного, ткацкого.
Развитие этих ремесел было невозможно без определенных физических и физико-химических знаний.
Алеся
Дальнейшему развитию науки, также письменности, литературы и культуры, способствовало распространение христианства ( X-XII вв.). В монастырях и храмах создавались библиотеки, велись летописи, переписывались книги. Яркими представителями просвещения того времени являлись Е.Полоцкая и К.Туровский . Больше внимания уделялось природоведческим наукам.
Настя
В VIII-XIX вв. научные исследования особенно активными были в области астрономии, химии, географии, биологии, истории и этнографии, и связаны с именами известных белорусских ученых, среди которых:
Игнат Домейко
Мартин Почобут-Одляницкий
Иоахим Хрептович
Казимир Нарбут
Ренат
В начале XIX века, с развитием машинного производства, появилась необходимость в решении сложных технических задач. Началось органичное соединение науки и техники. Активно работают белорусские ученые этого времени:
Алеся
В 1929 г. на базе Института белорусской культуры была создана Белорусская академия наук. В довоенные годы белорусскими учеными проводились исследования в области геологии, географии, ботаники, зоологии, биохимии, медицины, физико-математических, философских, экономических и др. наук.
Начиная с 50-х годов быстро развивались физико-математические и технические науки, были созданы новые институты, организованы академические научные центры в областных городах.
Артем
Среди тех, кто создавал отечественную
науку, благодаря научным достижениям которых в мировом научном сообществе появилось новое понятие «белорусская научная школа», – имена белорусских ученых:
Настя
К.В. Горев
П.Ф. Рокицкий
А.С. Вечер
А.Р. Жебрак
Н.Д. Нестерович
А.Н. Севченко
В.Ф. Купревич
Ф.И Федоров
Б.И. Степанов
Ренат
О некоторых ученых с мировым именем, имеющими белорусские корни мы вам сейчас расскажем.
Ученые - белорусы
И. Домейко
Белорус по происхождению. Родился в Новогрудке. Стал национальным героем Чили. Человек с активной гражданственной позицией и непревзойденный ученый. Один из лучших учеников Виленского университета.
В 1831 году эмигрировал во Францию. Там он окончил горную школу и получил диплом горного инженера. Затем, уехал работать по приглашению в Чили, где работал как ученый-исследователь по геологии минералогии, географии и этнографии.
Долгие годы был ректором Чилийского университета. Организовал метео службу в Сантьяго-де-Чили.
Иван Черский.
Знаменитый исследователь Сибири. Родился в Витебской губернии. Его обучением занималась мама. На момент поступления в Виленскую гимназию он знал французский, немецкий, английский и латынь, играл на фортепиано, рисовал.
Когда Черскому исполнилось 15 лет он поступил в Правительственный институт Вильно. За участие в восстании 1863 года под руководством Калиновского был пожизненно выслан в Сибирь, лишен дворянского титула, а имение было конфисковано.
В ссылке познакомился с геологами и географами. Они не только привили интерес к природе, но и содействовали раскрытию таланта молодого ученого. Составил подробную карту озера Байкал. Его именем назван ряд географических объектов.
Николай Судзиловский
Уроженец Могилевщины, знаменитый ученый. Стал первым президентом Сената Гавайских островов. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. За участие в студенческих волнениях был отчислен. Затем поступил на медицинский факультет Киевского университета. Так было положено начало медицинскому будущему, принесшему впоследствии мировую славу нашему соотечественнику.
Врожденное чувство справедливости не позволяло ему оставаться в стороне от происходящих событий. Под псевдонимом Николай Руссель участвовал в восстании болгар против турок. Приехав на Гавайские острова, поддержал демократические преобразования.
Успешно совмещал общественную и научную деятельность. Оставил после себя географические описания Гаваев и Филиппин.
Проводил исследования по географии, химии, биологии.
Ковалевская Софья Васильевна
Родилась в семье артиллерийского генерала. Когда Софье было шесть лет, отец вышел в отставку и поселился в родовом имении в Витебской губернии.
Девочке для занятий наняли учителя. Единственный предмет, к которому будущий учёный на первых занятиях не проявила ни особого интереса, ни способностей, была арифметика. Однако постепенно у неё открылись серьёзные способности к математике.
В течение двух лет она слушала лекции по математике в Гейдельбергском университете (Германия).
В 1874 г. Гёттингенский университет после защиты диссертации присвоил ей докторскую степень.
В 1881 г. Ковалевская была избрана членом Московского математического общества.
После смерти мужа она переселилась с дочерью в Стокгольм (1884 г.) и получила кафедру математики в Стокгольмском университете, с обязательством читать лекции первый год по-немецки, а со второго — по-шведски.
Ковалевская быстро овладела шведским языком и публиковала на нём свои математические работы.
В 1888 г. Парижская академия наук присудила ей премию за исследование вращения твёрдого тела около неподвижной точки.
В 1889 г. стала членом-корреспондентом Петербургской академии наук.
В апреле 1890 г. Софья Васильевна вернулась в Россию в надежде, что её изберут в члены академии.
Это позволило бы заниматься наукой на родине. Но когда Ковалевская пожелала присутствовать на учёных заседаниях, ей ответили, что участие в них женщин «не в обычаях Академии».
В сентябре она вновь уехала в Стокгольм, где через год умерла от паралича сердца.
Сухой Павел Осипович
Сухой Павел Осипович родился в белорусском селе. Его отец, Осип Андреевич трудился учителем. Мама, Елизавета Яковлевна, имела белорусские корни. У Павла было пятеро сестер – семья была многодетной.
Так как отец был довольно известным преподавателем, ему предложили заведование одной из школ в Гомеле. В семье была огромная библиотека, поощрялись занятия музыкой и литературой. Мальчик поступил в местную гимназию, и окончил ее с отличными оценками, исключая латынь и немецкий, по которым было «хорошо».
Уже в гимназии проявились способности к математике, физике и технике.
Все это позволило Павлу поступить в университет Москвы на математический факультет. Изначально он мечтал о Высшем техническом училище, где преподавались науки, связанные с воздухоплаванием – теория и техника, но из-за ошибки с документами в приемной комиссии абитуриенту было отказано в поступлении.
Тем не менее, через год Павел успешно сдает экзамены и становится студентом такого желаемого им Технического училища. Именно там он становится участником кружка воздухоплавания, руководимого Н. Жуковским. Там проводились экспериментальные работы по изучению летных качеств моделей самолетов, велась постройка самих моделей, сооружалась аэродинамическая труба.
Началась Первая мировая война, и Павел был мобилизован. Он прошел курс обучения в Школе прапорщиков и отправился в места боевых действия в составе артиллерии. После Революции все изменилось, и молодой человек возвратился в Москву. Училище не функционировало, и Павел принял решение возвратиться на родину, к родителям в Гомель.
Павлу предложили должность преподавателя математики в провинциальном городке. Но именно там он познакомился со своей будущей женой, С. Тенчинской, тоже преподавателем. Этот провинциальный городок называется Лунинец. Через 2 года Павел вернулся для окончания учебы в Москву.
После защиты диплома, Павел был приглашен в аэродинамический институт в качестве инженера- конструктора.
Как только Павел начал работать по своей специальности, он сразу же показал свой талант – создал самолет, имевший два двигателя. На нем был зафиксирован новый рекорд дальности полета.
Вскоре был запущен в производство самолет СУ-2, использовавшегося потом в годы ВОВ. Но война требовала усовершенствований. Началась разработка новых штурмовиков, которые предназначались для поддержки обороноспособности. В результате появились СУ-6. Их создание и усовершенствование продолжилось и после окончания войны.
И это стало началом нахождения новых, более сложных технических решений. Были созданы и поступили в производство Су-7, 9, 11, 15. Истребители (бомбардировщики и перехватчики) Су-7Б, имеющие лыжные и колесные шасси. Су-17, изменяющие стекловидность крыла, фронтовой Су-24, истребитель Су-27, штурмовик Су-25 и многие другие. Всего было разработано больше 50-ти моделей.
Видео «Облака»
Жорес Алферов
Нобелевский лауреат 2000 года по физике Жорес Иванович Алферов родился в 1930 году в Витебске. Свое детство и юность он провел в БССР, его родители – коренные белорусы. Именно поэтому несмотря на то, что большую часть жизни он прожил в России, его считают в том числе белорусским ученым.
Имя получил в честь Жана Жореса, основателя газеты «L'Humanité» и лидера французской социалистической партии. Довоенные годы провёл в Сталинграде, Новосибирске, Барнауле и Ленинградской области.
Благодаря дополнительным занятиям с учителем, а также самостоятельно полученным знаниям, в возрасте 10 лет юный исследователь создает детекторный приемник – свое первое изобретение.
Окончил с золотой медалью среднюю школу № 42 в Минске и по совету своего учителя физики поехал поступать в Ленинград, в ЛЭТИ, куда был принят без экзаменов. В 1952 году окончил его.
После окончания института принимал участие в разработке первых отечественных транзисторов и силовых германиевых приборов. В 1970 году Алфёров защитил диссертацию, обобщив новый этап исследований гетеропереходов в полупроводниках, и получил степень доктора физико-математических наук.
В 1972 году Алфёров стал профессором. С начала 1990-х годов Алфёров занимался исследованием свойств наноструктур пониженной размерности: квантовых проволок и квантовых точек.
Престижнейшей наградой Жорес Иванович удостоен за открытие гетероструктурных полупроводников, которые сегодня используются в современных компьютерах. Прочие наработки ученого использовались при разработке солнечных элементов для космических батарей, создании эффективного оптоволоконного кабеля, лазера компакт дисков, считывающих устройств, функционирующих на основе метода декодирования, и многих иных приспособлений и устройств.
Артем
О каких последних научных результатах сегодня может доложить белорусская наука?
(приведем в пример лишь некоторые из них)
Алеся
Из разработок, нашедших практическое применение, можно отметить создание в Институте физики им. Б.И. Степанова экспериментальных образцов лазеров, безопасных для глаз, которые не уступают лучшим мировым аналогам
Необычный драгоценный камень, называемый “красным изумрудом” впервые был выращен учеными из Научно-практического центра НАН Беларуси по материаловедению . В природе он встречается крайне редко. Искусственный же его аналог ничем не уступает по красоте, составу и качеству самородкам, но по цене стоит почти в 100 раз дешевле
Ренат
В Центре светодиодных и оптоэлектронных технологий разработаны соответствующие мировому уровню светодиодные светильники для улицы и жилищно-коммунального хозяйства.
В Институте технологии металлов НАН разработаны составы чугунов, позволившие повысить стойкость деталей к износу на 30-40%.
Научно-производственное республиканское дочернее УП "Полимаг" представило технологию и оборудование для ультратонкой финишной обработки поверхностей в магнитном поле. Этот комплекс позволяет осуществлять управляемую коррекцию формы поверхности деталей оптики, лазерной техники и электроники.
Настя
Совместными усилиями ученых были получены трансгенные животные (козы), в потомство которых введена генная конструкция человека. Это стало сенсацией в научном мире, так как ни один научный коллектив ни в одной стране не подошел так близко к возможности сравнительно дешевого промышленного получения человеческого лактоферрина – природного антибиотика, обладающего сильным антибактериальным и противовоспалительным действием .
Артем
Сегодня успехи и достижения белорусских ученых в различных областях фундаментальной, прикладной науки признаны мировым сообществом, а по ряду направлений – это серьезный авангард научно-технического прогресса.
Павел
В нашей школе в рамках реализации программы «Одарённые дети» действует научное общество учащихся «Думка». Научное общество состоит из четырёх секций: секция языкознания, секция естественных наук, секция истории и культурологии, секция точных наук. Это добровольное объединение учителей и учащихся. Членами НОУ «Думка может стать любой обучающийся, желающий заниматься научно-исследовательской деятельностью.
Полина
Цели нашего НОУ:
выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей
Обратите внимание на экран. Данная таблица рассказывает о наградах участников НОУ за последние 3 года.
Параметры достижений
|
2014/2015
учебный год
|
2015/2016 учебный год
|
2016/2017 учебный год
|
Призеры районных и областных научно-практических конференций учащихся
|
район: 2
область: 1
|
район: 8
область: 5
республика: 2
|
район: 3
область: 7
республика,
международный уровень: 4
|
Павел
На основании данных предложенной таблицы можно сделать вывод, что
не только увеличилось количество победителей республиканского уровня научно-практических конференций, но и завоеваны следующие награды:
Полина
- Дистанционная Международная научно-практическая конференция «От школьного проекта – к профессиональной карьере» (г. Саратов) (Зосич А.,–Д3;
Павел
- XXIV Всероссийских юношеских Чтений им. В.И. Вернадского в г. Москве (Зосич А., Диплом лауреата). Работа Ангелины включена в сборник конференции;
Полина
- IV Региональная научно-практическая конференция
молодых ученых «Природа, человек и экология» (Зосич А., Работа включена в сборник конференции);
Павел
- Научно-практическая конференция с международным участием «Наука настоящего и будущего»–«КосмОдис-ЛЭТИ» для школьников 7-11 классов в г. Санкт-Петербурге в ней приняли участие Прудников Женя и Лозицкая Марина, которые стали обладателями Д1;
Полина
- Петренко Маша приняла участие в IV Республиканской студенческой заочной научно-практической конференции «Немецкий язык и культура: взгляд молодёжи». Ее работа включена в сборник как лучшая работа;
Павел
Наш самый юный исследователь в школе, ученица 2 класса Олешко Владислава приняла участие в Республиканской олимпиаде “Супер-Логик #6» где стала обладательницей диплома Д3.
Полина
Очень приятно, что работы наших исследователей отмечены наградами на различных конкурсах.
(вставка об интервью Олеси)
Павел
Важное место в работе НОУ занимают олимпиады различного уровня.
Приятно отметить, что наши ребята принимают участие в олимпиадном движении не только на уровне республики, но в и международных конкурсах.
Полина
В августе этого года, теперь уже выпускник нашей школы Гулин Кирилл представлял Беларусь на международной Олимпиаде по программированию в Тегеране.
Вставка интервью Андрея и Алексей
Павел
Заканчивается 2017 год.
Мы постараемся, чтобы год 2018 был не менее результативным и успешным для нас всех. Знания и опыт, приобретенные в стенах школы несомненно пригодятся всем в дальнейшей жизни.